Как обезопасить себя

Я заказчик

1. Исполнитель обязан донести до Заказчика всю необходимую информацию об оказываемой услуге (выполняемой работе): перечень работ, срок и порядок выполнения, стоимость, гарантийный срок, если он предусмотрен. Потому постарайтесь «на берегу» выяснить всю необходимую информацию. По возможности все сообщенные сведения и взятые на себя Исполнителем обязательства должны быть отражены в договоре.

2. В договоре обязательно должен быть указан срок выполнения работ. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой, к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) (и) или датой, к которой Исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги). Формулировка по дате должны быть прозрачной и четкой. Правильная формулировка указания сроков: «Заказчик обязуется выполнить работы в срок до 02 декабря 2017 г.». Неправильная формулировка указания сроков: «Исполнитель обязуется выполнить работы не позднее 40 дней с момента предоставления всех необходимых материалов, и сведений, необходимых для выполнения работ, при необходимости срок может быть продлен».

3. В случае если Исполнитель не выполнит работы к установленному сроку, он будет обязан выплатить неустойку. Условие о неустойке может содержатся в договоре. Даже если такого условия нет, то применяется закон «О защите прав потребителей», который предусматривает начисление неустойки в размере 3% от стоимости услуг или работ за каждый день просрочки. Однако для начисления неустойки также очень важно четко понимать, когда истекает срок.

4. Для Заказчика будет выгоднее, если работа будет оплачиваться после её окончания и принятия, без аванса и предварительных платежей. Если необходимо внести аванс на материалы, желательно указывать, какие материалы и в каком количестве будут приобретаться.

5. В договоре следует указать порядок изменения стоимости работ в случае изменения объема выполненной работы. В некоторых случаях на начальном этапе невозможно определить точный объем работ. В этом случае желательно указать стоимость за условную единицу (метр, квадратный метр и т.д.). Возможное изменение цены должно быть регламентировано (чтобы не получилось: договорились на 1 000 рублей, а после незначительного изменения объема работ стоимость стала 100 000 рублей).

6. Все по тому же Закону «ОЗПП» если Исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, Заказчик по своему выбору вправе:

- назначить Исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

7. Если же работа была выполнена в сроки, но Заказчик обнаружил недостатки, он вправе требовать:

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены Исполнителем.

8. Требования, связанные с недостатками работы, могут быть предъявлены:

-  при принятии выполненной работы (оказанной услуги);

-  в ходе выполнения работы (оказания услуги);

- в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или 5 лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

9. При подписании акта приема-передачи выполненных работы не стоит стесняться указывать на возможные сомнения в качестве работ. К примеру, если речь идет о приеме работ по замене кровельного покрытия, а качество работы проверено путем «выливания ведра воды», в акте приемки работ это желательно указать.

10. Выбирая исполнителя, особенно на крупные объемы работ, большую стоимость работ и (или) работу с предоплатой будет полезным посмотреть его «историю» на сайтах судов и сайте ФССП России. В случае, если человек является должником по многим исполнительным производствам и очень много дел с его участием, где какие-то лица и организации пытаются взыскать с него убытки, причиненные некачественным исполнением договора, стоит задуматься – может, лучше обратиться к другому мастеру?

Я исполнитель

1. Чтобы уменьшить риск предъявления претензий Заказчиком, необходимо до начала выполнения работы предоставить ему как можно более полную информацию об Исполнителе, перечне работ, порядке и способе оплаты, гарантийных сроках.

2. Для Исполнителя выгоднее заключать договор оказания услуг, а не подряда. Причина в том, что по договору на оказание услуг, в отличие от подряда, Исполнитель обязуется лишь добросовестно действовать без обязанности достичь конкретного результата.

3. В договоре обязательно должен быть указан порядок и сроки внесения оплаты. Сроки внесения оплаты должны содержать точные даты либо привязаны к какому-то конкретному событию (окончание работы, либо окончание какого-то этапа работ).

4. Полезно предусмотреть период, в течение которого могут быть высказаны претензии к качеству работы. Например, в течение 3-х дней с момента уведомления об окончании работ. Неудачная формулировка: «заказчик имеет право потребовать от исполнителя устранения претензий по качеству» (в любых «правах» заказчика желательно указывать конкретный период, в течение которого данное право может быть реализовано).

5. Будет лучше, если до начала выполнения работ или на начальном этапе работы будет вноситься большая часть оплаты, а затем – оставшаяся часть (хотя конечно мы все понимаем, что это не всегда возможно).

6. В договоре необходимо детально прописать объем работы и конкретные действия, которые будут проводиться. Это поможет избежать в будущем недоразумений и претензий со стороны Заказчика, что Исполнитель не выполнил какие-либо работы.

7. Если договор заключается на какой-то отдельный этап строительных или ремонтных работ («покраска», «побелка», «монтаж натяжного потолка» и т.д.), до и после будут производиться другие работы – желательно максимально зафиксировать начальное положение объекта до начала работ и, конечно, после выполнения своего этапа работы. То же самое относится ко всем скрытым работам – выполнена работа, либо промежуточный акт и фотографирование, либо хотя бы что-то одно.

8.  Следует помнить, что по Закону о «Защите прав потребителей» заказчик вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, но при этом Исполнителю должны быть возмещены фактически понесенные расходы. Потому в договоре следует «высоко оценивать» начальные этапы работы, чтобы в случае отказа Заказчика продолжать сотрудничество большая часть оплаты по договору уже была «отработана».

9. Если работа выполняется при помощи материалов, предоставленных Заказчиком, то Исполнитель несет ответственность только за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование, но не за его качество предоставленных материалов. Об этом желательно предупредить заказчика под подпись. В любом случае качество и приемлемость материалов лучше проконтролировать. Если выяснится, что материалы запредельно низкого качества, а заказчик настаивает на их использовании в работе – получить письменную расписку от заказчика с указанием того, что заказчик предупрежден о низком качестве материалов и настаивает на производстве работ с ними.

10. При использовании материалов Заказчика Исполнитель также обязан:

- предупредить Заказчика о непригодности или недоброкачественности переданного им материала (вещи);

-  представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

11. Если работы по договору довольно длительные и делятся на несколько этапов – очень полезно актировать каждый этап. Зачастую заказчик, неудовлетворенный полученным результатом (например, цветом, который выбрал сам), начинает «придираться» ко всем работам. В т.ч. которые ранее принял без замечаний. Промежуточный акт принятия работ будет хорошим средством защиты от таких претензий по крайней мере в отношении принятого этапа работы.

12. Выбирая заказчика, особенно на крупные объемы работ и (или) большую стоимость работ, будет полезным посмотреть его «историю» на сайтах судов и сайте ФССП России. В случае, если человек является должником по многим исполнительным производствам и очень много дел с его участием, где какие-то лица и организации пытаются взыскать с него оплаты за проделанную работу – повод задуматься, стоит ли иметь дело с таким заказчиком.